• Fine Arts
  • exhibition
  • contemporary art

Exhibition of Xenia Hausner in the Pushkin State Museum of Fine Arts

share

Hot Wire, 2012
Hot Wire, 2012

The exhibition Xenia Hausner: True Lies will open on 28 September at the Gallery of 19th and 20th Century European and American Art at The Pushkin State Museum of Fine Arts. Visitors will get to see a total of 30 paintings by Xenia Hausner and a series of photographs made by the artist in preparation for her painted works.

Xenia Hausner was born into an artist’s family in 1950, studied stage design in Vienna and London, and began creating set designs for plays and operas in 1977, working with the most prestigious venues in the world from the Royal Opera House Covent Garden to the Salzburg Festival.

Pensee Sauvage, 2011
Pensee Sauvage, 2011

In 1992, the artist decided to devote herself exclusively to painting. This was motivated by her desire to gain more freedom and become the ‘director of her own painterly productions’. The theatrical and, more generally, narrative dimension of Hausner’s work shows her to be the inheritor of a centuries-long tradition of Western European painting. At the same time, her art is targeted at the present day, depicting contemporary character types and treating current societal problems. Her dramatic, colourful and emotionally charged works leave no one indifferent, convincingly showing that the potential of figurative painting is far from exhausted today.

Floating, 2018
Floating, 2018

In most of Hausner’s paintings, the action takes place in a theatrical setting with meticulous staging, arranged lighting, and decorative backdrops, where models play out roles in mysterious and ambiguous mise-en-scènes. The very title of the exhibition points to the importance of theatrical principles in the artist’s work: the arranged, the invented and the fictitious turn out to have a truthful inner content that evokes the viewer’s immediate reaction.

Ken Park, 2016
Ken Park, 2016

In Xenia Hausner’s work, everything is designed to intensify the viewer’s experience – a task previously pursued by several generations of 20th-century painters. The artist attains this goal thanks to her vivid palette, sweeping brushstrokes, ornamental motifs and decorative designs, which are further enhanced by large formats and powerful and monumental figures that place her work in the tradition of altarpieces, historical paintings and state portraits.

Aborigines, 1997
Aborigines, 1997

One of Xenia Hausner’s key themes is the role of women in life and art. The action of her paintings takes place in a certain alternate reality dominated by women, who play the main role in the artist’s settings. Far from imposing themselves, the rare male characters blend organically into the ‘female world’ of her paintings.

Disobedience, 2019
Disobedience, 2019

‘My universe is female. Women are a pivotal element in my work. In my pictures they act as representatives of all genders. I process the human themes with a female cast.’ Xenia Hausner

Hausner’s paintings are capable of generating ever new meanings in the individual viewing experience. The artist also expands the associative field through her use of titles from both well-known and relatively obscure films and books, which provide additional food for thought for viewers in the know. More often than not, the plots and characters of these works bear little relation to what is taking place in the artist’s paintings. Hausner makes use of the method of free association when choosing her titles that are, first and foremost, poetic metaphors. In addition, she often refers to both individual works by other artists and general styles of painting. In any case, reading a specific reference does not provide the viewer with an instant solution but only helps him or her to find one of many possible vectors of interpretation.

St. Francis, 2014
St. Francis, 2014

‘I don’t offer an instruction manual or reading guide. On the contrary. Unambiguous interpretations are boring. Life is a question mark. Art has to be mysterious, nonconformist, and irrational.’ Xenia Hausner

The desire to find a connection with the viewer, to be open to him or her, is the most important aspect of Xenia Hausner's work. At the same time, the ambivalence of many of the scenes staged by the artist makes the viewer take an active stance with regard to her paintings and compare them with his or her own life experiences, fears and desires.

Viribus Unitis, 2020
Viribus Unitis, 2020

Hausner’s art has a profound impact at both visual and emotional levels: the viewer is caught up in the drama of an intense and, at the same time, highly intimate and profound contact between human beings. The artist has a special gift for bringing across subtly orchestrated emotional links between the main characters of her paintings, whose main themes are human relations and manifestations of care, affection and love. This explains the profound importance of her work for today’s world marked by an unending pandemic, continuing local and global conflicts, and the appearance of ever new waves of refugees.

Curators: Daniel Bulatov and Elsy Lahner (Vienna)

Exiles III, 2017
Exiles III, 2017

Xenia Hausner’s retrospective is held in cooperation with The Albertina Museum Vienna and with the support of the Austrian Federal Ministry for Arts, Culture, Civil Service and Sport as well as of the Austrian Cultural Forum Moscow and Austrian Embassy in Russia.

Link to the event

date

format

exhibition

location

THE PUSHKIN STATE MUSEUM OF FINE ARTS, THE ART GALLERY OF THE COUNTRIES OF EUROPE AND AMERICA OF THE XIX - XX CENTURIES, VOLKHONKA STR. 14

Partners & Organizers

  • The Pushkin State Museum of Fine Arts

  • The Albertina museum Vienna

  • Austrian Federal Ministry for Arts, Culture, the Civil Service and Sport

More Past Events

The Tricky Women/Tricky Realities Festival – “On Travelling, Matters of the Heart and Peripheries”

the Documentary Film Center, 2/7 Zubovsky Boulevard st., Moscow and online at Nonfiction.film | 10.03.21

DACH_FEST 2021

Saint Petersburg | 19.04.21

Animated Film “Pangäa” in the Short Film Program (Into The Dark) of the ECOCUP festival

online on coolconnections play | 21.04.21

Digital concert Auner Quartet with Evgeni Sinaiski (piano)

online concert was recorded in the Ehrbar Saal in Vienna | 03.05.21

18th international Music Festival “Moscow meets friends”

online | 17.05.21

Charity concert at the Big Choral Synagogue in Saint Petersburg

Big Choral Synagogue, Saint Petersburg | 24.05.21

Online participation of the Austrian director and producer Nikolaus Geyrhalter as head of the “Main Competition” jury team at the Moscow International Documentary Film Festival DOKer 2021

Cinema October, New Arbat 24, Moscow | 17.06.21

Vienna Music Film festival

Ekaterinburg | 30.06.21

Reporting concert of the Reheard Ensemble “New Vienna School & today“.

Russia, Moscow, CCI Fabrika, Perevedenovsky pereulok 18 | 01.07.21

Gala-Concert of soloists of the Vienna State Opera accompanied by the Krasnoyarsk Academic Symphony Orchestra

Krasnoyarsk regional philharmonic, pr. Mira 2B, Krasnoyarsk | 10.07.21

suitcase exhibition “Rubin Kazan”

Republic of Tatarstan, Kazan | 14.07.21

New Austrian Cinema

Moscow | 07.09.21

Ars Electronica Festival in Saint Petersburg

Saint Petersburg | 07.09.21

Organ Masterpieces. Stefan Donner, organ (Austria)

Svetlanov Hall of Moscow International Performing Arts Center, Kosmodamianskaya Emb., 52-8., Moscow | 09.09.21

Contemporary Science Film Festival in Moscow

Moscow, 09/26 Wood, 09/29 Bread - The cinema hall in the New Tretyakov Gallery, Krymskiy Wal 10 09/28 Bread, 09/30 Wood – The Documentary Film Center, Subovsky boulevard 2, str. 7 | 23.09.21

Interdisciplinary program for the exhibition “Xenia Hausner. True Lies"

The Pushkin State Museum of Fine Arts: 28.09 Atrium of the Art Gallery of the countries of Europe and America of the XIX - XX centuries, Volkhonka str. 14 / 27.11 Main building, Italian courtyard, Volkhonka str. 12 | 28.09.21

FLORA Performing Arts meet fine art heritage. Take a fresh look at the Old Masters!

St. Petersburg | 15.10.21

Ars Electronica Animation Festival-2020 at the New stage of Alexandrinskij theater

Saint Petersburg | 20.10.21

W.A. Mozart's opera "The Cairo Goose"

Gnesins Russian Academy of Music, Shuvalov house, Povarskaya Str. 38 | 23.10.21

• выставка
  • изобразительное искусство
  • современное искусство

Выставка Ксении Хауснер в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

поделиться

Под напряжением, 2012
Под напряжением, 2012

28 сентября в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка «Ксения Хауснер. Правдивая ложь». Всего на выставке представлено 30 живописных произведений Ксении Хауснер, а также ряд фотографий, которые были созданы художницей в ходе подготовки к написанию картин.

Изгнанники III, фрагмент, 2017
Изгнанники III, фрагмент, 2017

Ксения Хауснер родилась в 1951 году в артистической семье, изучала сценографию в Вене и Лондоне, с 1977 года создавала декорации для пьес и опер, сотрудничая с самыми престижными театральными институциями мира – от Королевского театра Ковент-Гарден до Зальцбургского фестиваля.

Дикий разум, 2011
Дикий разум, 2011

В 1992 году художница решила посвятить себя исключительно живописи – это было продиктовано ее желанием получить больше свободы, стать «режиссером собственных живописных пьес». Театральное и вообще повествовательное начало в творчестве Хауснер позволяет говорить о ней, как о наследнице многовековой традиции западноевропейской живописи. Вместе с тем ее искусство обращено к сегодняшнему дню: мы видим перед собой современные типажи и считываем актуальную общественно значимую повестку. Ее драматичные, красочные и эмоционально заряженные работы не оставляют равнодушными и наглядно демонстрируют, что возможности фигуративной живописи сегодня еще далеко не исчерпаны.

Плавание, 2018
Плавание, 2018

В большинстве картин действие разворачивается в своеобразном театральном сеттинге, с продуманной мизансценой, выставленным светом и фоном-декорацией, а модели играют отведенные им роли в загадочных, не поддающихся однозначной трактовке инсценировках художницы. Само название выставки также отражает идею близости творчеству художницы театральных принципов: постановочное, целиком сочиненное, фиктивное может заключать в себе правдивое внутреннее содержание, вызывающее мгновенный отклик у зрителя.

Кен Парк, 2016
Кен Парк, 2016

В произведениях Ксении Хауснер все подчинено интенсификации зрительского опыта – цели не одного поколения живописцев XX века: можно отметить насыщенность ее цветовой палитры, работу широким мазком и интерес к декоративным решениям и орнаментальным мотивам. Решению этой же задачи служит и крупный формат, который предпочитает использовать Хауснер: фигуры на ее картинах монументальны и преисполнены силы – в этом отношении художница наследует традиции создания масштабных алтарных композиций, исторических полотен и парадных портретов.

Аборигены, 1997
Аборигены, 1997

Одна из ключевых тем, к которым обращается в своем творчестве Ксения Хауснер – роль женщины в жизни и в искусстве. Действие ее картин происходит в некой альтернативной реальности, где доминируют женщины: именно они становятся главными действующими лицами в постановках художницы. Мужские персонажи если и возникают в ее картинах, то никогда не демонстрируют силу, являясь органичной частью ее «женского мира».

Неподчинение, 2019
Неподчинение, 2019

«Моя вселенная – женская. Женщины – ключевой элемент в моем творчестве, в моих произведениях они выступают как представители всех гендеров. Я работаю над общечеловеческими темами с женским актерским составом», – Ксения Хауснер.

Каждая картина Хауснер призвана порождать новые и новые смыслы в столкновении с индивидуальным опытом смотрения. Расширению ассоциативного ряда зрителя служит, в частности, использование художницей для наименования работ названий популярных (хотя не обязательно) фильмов и книг, что может предоставить знающему человеку дополнительную пищу для ума. Однако не стоит искать прямой связи между сюжетом или персонажами этих произведений и происходящим в работах художницы: при выборе названий она руководствуется методом свободных ассоциаций и призывает видеть в них прежде всего поэтические метафоры. Хауснер также нередко прибегает к цитированию как конкретных произведений других художников, так и в целом той или иной живописной манеры. В любом случае считывание конкретной отсылки вовсе не приводит зрителя к мгновенной разгадке, а лишь помогает нащупать один из множества возможных векторов интерпретации.

Колледж Св. Франциска, 2014
Колледж Св. Франциска, 2014

«Я не даю инструкций по применению или указаний, как это нужно прочесть. Напротив. Однозначные интерпретации скучны. Жизнь – всегда знак вопроса. Искусство должно быть загадочным, бескомпромиссным и иррациональным», – Ксения Хауснер.

Стремление нащупать связь со зрителем, быть открытым ему – важнейший аспект творчества Ксении Хауснер. При этом амбивалентность большинства сцен, которые выстраивает художница, заставляет смотрящего активно реагировать на увиденное, сопоставлять его с собственным жизненным опытом, страхами и желаниями.

Общими усилиями, 2020
Общими усилиями, 2020

Живопись Хауснер оказывает глубокое воздействие не только на визуальном, но и на эмоциональном уровне: зритель оказывается захвачен драматургией интенсивного и одновременно очень интимного, глубокого контакта между человеческими существами. Особым даром художницы можно назвать способность к передаче тонко оркестрованной эмоции, которой окрашены взаимоотношения героев ее полотен. Душевная близость, привязанность, любовь и забота – вот что в первую очередь волнует Ксению Хауснер, и это определяет пронзительную актуальность ее творчества в сегодняшнем мире, где не утихает пандемия, продолжаются глобальные и локальные конфликты, возникают новые и новые потоки беженцев.  

Кураторская группа: Данила Булатов, Эльзи Ланер (Вена)

Изгнанники III, 2017
Изгнанники III, 2017

Ретроспектива художницы проходит в сотрудничестве с музеем Альбертина в Вене и при поддержке Федерального министерства искусства, культуры, государственной службы и спорта Австрии, а также Австрийского культурного форума в Москве и Посольства Австрии в РФ.

Ссылка на мероприятие

дата

формат

выставка

место

ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА, ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВА СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ XIX–XX ВЕКОВ, УЛ. ВОЛХОНКА 14

Партнеры и Организаторы

  • Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

  • Галерея Альбертина Вена

  • Австрийское министерство культуры, искусства, по делам государственной службы и спорта

Больше прошедших мероприятий

Tricky Women/Tricky Realities фестиваль – «О путешествиях, романах и глубинке»

Центр документального кино, Зубовский бульвар 2, стр. 7, Москва и Онлайн на Nonfiction.film | 10.03.21

DACH_FEST2021

Санкт-Петербург | 19.04.21

Анимационный фильм «Пангея» в программе короткометражных фильмов ("В темноту") фестиваля ECOCUP

online на coolconnections play | 21.04.21

Онлайн-концерт квартета Аунер (Auner Quartett) с участием пианиста Евгения Синайского

Концерт записан в Зале Эрбар в Вене | 03.05.21

18 международный фестиваль "Москва встречает друзей"

онлайн | 17.05.21

Благотворительный концерт в Большой Хоральной Синагоге Санкт-Петербурга

Большая Хоральная Синагога, Санкт-Петербург | 24.05.21

Онлайн-участие австрийского режиссера и продюсера Николауса Гейрхальтера в качестве руководителя жюри «Основного конкурса» на Московском международном фестивале документального кино DOKer 2021.

Киноцентр Октябрь, Новый Арбат 24, Москва | 17.06.21

Венский фестиваль музыкальных фильмов

Екатеринбург | 30.06.21

Отчетный концерт ансамбля Reheard «Новая венская школа & современность».

Россия, Москва, Переведеновский переулок 18, ЦТИ Фабрика | 01.07.21

Гала-концерт «Солисты Венской государственной оперы» в сопровождении Красноярского академического симфонического оркестра.

Красноярская краевая филармония, пр. Мира 2Б, Красноярск | 10.07.21

чемоданная выставка “Рубин Казань”

Республика Татарстан, Казань | 14.07.21

Новое Кино Австрии

Москва | 07.09.21

Фестиваль Ars Electronica в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург | 07.09.21

Органные шедевры. Штефан Доннер, орган (Австрия)

Светлановский зал ММДМ, Космодамианская набережная д. 52, стр. 8, Москва | 09.09.21

Фестиваль современного научного кино в Москве

Москва, 26.09 Лес, 29.09 Хлеб – Кинозал в Новой Третьяковской галерее, ул. Крымский вал 10 28.09 Хлеб, 30.09 Лес – Центр документального кино, Зубовский бульвар 2, стр. 7 | 23.09.21

Междисциплинарная программа к выставке «Ксения Хауснер. Правдивая ложь»

ГМИИ им. А.С. Пушкина: 28.09 Атриум Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, ул. Волхонка 14 / 27.11 Главное здание, Итальянский дворик, ул. Волхонка, д.12 | 28.09.21

Театрально-музейный проект

Санкт-Петербург | 15.10.21

Показы Ars Electronica Animation Festival-2020

Санкт-Петербург | 20.10.21

Опера В. А. Моцарта «Каирский гусь»

Российская академия музыки имени Гнесиных, Гостиная дома Шуваловых, Москва, ул. Поварская д. 38 | 23.10.21